Поездка на Гавайи – Большой Остров (Big Island) – Часть 2: Puna

День 6 – Восточное побережье, горячие источники

Восточное побережье острова кардинально отличается от западного. На западе довольно сухо и как-то пустынно, а на востоке – буйство зеленых джунглей, тропические леса, лианы, по ночам оглушительно поют лягушки. Тут каждый день идет дождь, причем часто это сильный ливень, но правда после этого обычно опять становится солнечно. На удивление, во время нашей поездки на восточной стороне было больше солнечных дней, чем на западной. Туристов здесь мало, а местные жители напоминают хиппи, да наверно многие ими и являются. Здесь мы остановились в поселке Black Sands где-то в десяти километрах к югу от городка Pahoa. Через два месяца после нашего путешествия рядом с Pahoa неожиданно образовался эпицентр извержения лавы активного вулкана Kilauea, причем извержение настолько сильно, что там сейчас (в июне) фонтанируют лавовые потоки и текут реки из лавы. В послединй раз вулкан извергался так активно в 1960 году!

Так что вся информация в этом посте скорее историческая, чем практическая – кто знает, какие из мест, что мы посетили в Puna (юго-восточная часть острова) все еще будут существовать после того, как извержение закончится.

Пляжей, где можно безопасно купаться, на восточной стороне нет вообще. Пляжи выглядят вот так:

Isaac Hale State Park

Но все же, и здесь есть несколько мест, где можно искупаться.  Одно из них – горячие источники в Ahalanui County State Park.  Это, по сути, бассейн с цементным дном, защищенный от океана волнорезом.

Ahalanui Hot Pools

Есть еще более интересное место – Champagne Ponds. Это – натуральный залив с теплой водой, в которой даже живут тропические рыбки!

Update: я прочитала в новостях, что Champagne Pond разрушен лавой. Очень жаль, это было действительно уникальное место, и я рада, что мы успели в нем побывать.

Champagne Pond

Ну и, наконец, Kapoho Pools. Вода здесь холодная (даже слишком) и почему-то очень соленая, но зато здесь обитает множество тропических рыбок, так что классно поплавать с маской.

Kapoho Pools

День 7: Хайк по лавовым полям и живая лава

В этот день было такое приключение, которое запоминается на всю жизнь. В марте 2018, когда вулкан Kilauea еще не фонтанировал лавой посередине жилого поселка, простому туристу было сложно (но возможно) увидеть живую текущую лаву. Для этого нужно было проехать на юг до поселка Kalapana, а потом пару километров на запад. Дальше дорога закрыта, но некоторые предприимчивые люди организовали здесь аренду велосипедов. На них можно проехать где-то 4 км по эвакуационной дороге до южной границы парка Volcano National Park ( ну или просто пройти это расстояние пешком). Дальше все просто – оставляем велосипеды и идем на север по лавовому полю километра 3-4 пока не находим живую текущую лаву. Единственная проблема – как ее найти?  Лава течет в разном месте в разные дни и на лавовом поле естественно нет никаких маркеров, да и вообще ничего живого – куда ни погляди, везде только застывшая лава, насколько хватает глаз. После двух часов блужданий, мы наконец нашли живую лаву.. Сначала мы просто пошли за вереницей людей куда-то на север, а затем, когда стало вообще непонятно, куда идти, мы увидели вдалеке толпу неподвижно стоящих людей. Тут нам стало понятно, что они не двигаются, потому что смотрят на лаву.

По застывшей лаве ходить сложно – надо быть очень внимательным, чтобы не подвернуть ногу
Застывшие “веревки” черной маслянистой лавы

Это было что-то абсолютно нереальное. Я чувствовала жар вулкана сквозь подошвы кроссовок, и лава текла то быстрее, то медленнее, и меняла направление, как-будто она живая. Сложно было даже представить себе, какая температура у этого расплавленного камня.

Но еще интереснее был хайк обратно – поскольку эта часть национального парка почему-то открывается только в 3 часа дня, то хайкать мы начали где-то в 5. Мы дошли до лавы, когда уже смеркалось, а вскоре и вовсе стало совсем темно. Конечно, у нас были с собой фонарики, но ночью по застывшей лаве ходить очень неудобно – легко споткнуться или подвернуть ногу. А самое главное, мы не знали толком, как вернуться обратно. Конечно, стоило заранее скачать какое-нибудь приложение, которое записывает GPS координаты маршрута, но мы почему-то посчитали, что успеем вернуться до темноты. В-общем, сначала мы шли вниз в толпе людей, и было довольно весело. Но потом, толпа стала редеть – то одна, то другая группа отворачивала в сторону. В конце концов, мы остались совсем одни. Единственный ориентир – красные отблески лавы высоко в холмах. В какой-то момент я поняла, что мы идем параллельно этой лаве в холмах, а не перпендикулярно, как мы должны были идти, чтобы выйти на дорогу. В-общем, в конце концов мы все жe вышли на эвакуационную дорогу, по которой приехали сюда на велосипеде. Правда, мы вышли в 2 километрах от места, где были наши велисипеды!  Пришлось возвращаться обратно, но я была очень рада, что мы выбрались из этого бесконечного черного лавового поля, так как там было довольно жутко.

День 9 – Поездка в национальный парк Hawaii Volcanoes

Вчера мы бродили в южной оконечности этого парка, а сегодня поехали в самую его середину, где находится Visitor’s Centre и все достопримечательности.

Одно из самых интересных мест в парке – тропа Kīlauea Iki. Эта тропа длиной в 6 км начинается в тропическом лесу, а затем спускается в одну из кальдер вулкана Kilauea. Поверхность кальдеры – застывшее озеро из лавы, результат извержения 1959 года.

Тропа Kīlauea Iki, застывшее озеро лавы!

Где-то здесь живет прекрасная и ужасная богиня огня Пеле

Мы спустились в кальдеру

Первые растения, прижившиеся на дне кальдеры – деревья ‘ōhi‘a. Нам повезло, что мы застали период их цветения. С этими деревьями связана очень красивая гавайская легенда. Пеле, богиня огня и вулканов, встретила мужественного воина по имени Охия, и настолько он ей понравился, что она попросила его жениться на ней. Однако Охия уже был влюблен в девушку по имени Лехуа  и поэтому отказал Пеле. В порыве ревности Пеле превратила Охия в дерево. Другие боги хотели помочь безутешной Лехуа, но как не старались, они не смогли победить волшебство Пеле. Тогда они превратили Лехуа в прекрасный цветок на дереве Охия, чтобы влюбленные всегда могли быть вместе.

Цветущее дерево охия (ohia)

Цветы охия (ohia)

Поднявшись обратно из кальдеры вулкана, мы прошли несколько километров обратно к машине по прекрасному лесу.

Следующая остановка – Jaggar Museum и обзерватория, где можно увидеть дым и испарения, производимые ныне активным кратером Kilauea. Это – самое близкое расстояние к вулкану, на которое можно подойти.

Вулкан Kilauea – активный кратер

Ретро-открытка из национального парка Вулканы

Совершенно неожиданно я открыла для себя новое гавайское блюдо – saimin. Все знают про spam, kailua pork, poke –  это еда, которая ассоциируется с островами – однако мало кто слышал про саймин. Это суп на основе лапши рамен, с мясом, соевыми ростками, и какой-то зеленью. Бульон совсем не жирный, и суп не слишком калорийный. После тяжелой жареной американской еды – самое то. Ресторанчик, где подают сие блюдо, а также и другие гавайские деликатесы, например kailua pork – находится в поселке Volcano рядом с национальным парком и называется Volcano’s Lava Rock Cafe.

Гавайское блюдо – суп saimin

Следующим пунктом программы было посещение обсерватории в Onizuka Center for International Astronomy Visitor Information Station на горе Mauna Kea. Я решила проверить погоду там, прежде чем ехать, и оказалось, что обсерватория закрыта из-за снежного шторма!  Это было большое разочарование, так как это был наш последний шанс попасть в обсерваторию, а погода была неподходящая все время, что мы были на Большом Острове.

Поэтому мы заехали в Хило. Пожалуй что, это единственное поселение на острове, которое без сомнений можно назвать городом. При этом, он абсолютно не ориентирован на туристов и на какой-то пляжный отдых. Город защищен от океана огромным волнорезом, однако мало кто здесь купается в море из-за близости большого порта, который находится практически прямо в в городе. Одно из самых интересных достопримечательностей Хило – Banyan Drive. Здесь растут очень интересные деревья под названием баньяны. Такое дерево имеет огромные ветви, которые поддерживаются воздушными корнями, так что одно дерево выглядит как целая роща. Впрочем, в Хило эти деревья не столь уж огромные. А вот на соседнем острове Мауи в городе Лахайна растет дерево баньян, которое занимает целую городскую площадь.

Дерево баньян в Хило

Больше Хило ничем не порадовал. Здесь нет хороших пляжей, но зато есть огромный порт.

День 10. Возвращаемся домой.

Для начала, хочу показать несколько фотографии нашего AirBnB. Разница с предыдущим разительная!Поселок окружен густыми джунглями. Кухня дачного типа под домом, вода для душа собирается дождевая (благо дождь идет каждый день) и нагревается с помощью газовой колонки. Правда, все это автоматизировано, поэтому вода из крана идет горячая и без перебоев. Вечером оглушительно орут лягушки. Во дворе растут деревья авокадо. В-общем, чувствуешь себя как на даче в джунглях 🙂

Кокосы, валяющиеся в саду

Авокадо на ветке

Самолет у нас был поздно вечером, поэтому у нас остался практически еще один полноценный день на острове. Мы решили вернуться в Кону, проехав по южной части острова. Этот маршрут порадовал нас красивыми пейзажами, но здесь не оказалось никаких достопримечательностей. Пожалуй, единственная – это пляж с зеленым песком, но мы на него так и не добрались.

Южная часть острова Гавайи, наименее населенная.

Поэтому мы решили еще раз (уже третий!) поплавать в Two Step. Это оказалось очень правильным решением, потому что в бухту заплыла стая дельфинов, для того, чтобы поспать! И рядом с ними можно было поплавать с маской! Дельфины спят очень своеобразно – они медленно плавают друг за другом, то погружаясь в глубину, то всплывая на поверхность. При этом, находясь под водой, я услышала четкие звуки, похожие на чирикание. Через пару минут я поняла, что слышу, как дельфины разговаривают! Это было просто незабываемое ощущение. При этом, мне было очень не по себе, поскольку пришлось выплыть за пределы кораллового рифа, на достаточно большое расстояние от берега и без всяких дополнительных плавсредств. А дельфины казались такими огромными, и мне было некомфортно находиться к ним так близко. Хорошо, что там было много других людей. Но в-общем, я была в восторге оттого, что увидела (и услышала) дельфинов!

Конечно, мы не все посмотрели на Большом острове, что хотелось бы. Я очень сожалею, что не удалось подняться на гору Mauna Kea, посетить обсерваторию, и посетить пляж с зеленым песком. Но большую часть все же была охвачена, и я не думаю, что захочу сюда еще раз приехать в ближайшее время.